«Это мой отделившийся страх»

Добавлено : Дата: в разделе: Статьи

Представление книги Юрия Мамлеева «Невиданная быль»

Надоело мне, милые, шляться

Среди странных задумчивых рож.

Лучше к Господу выше подняться

Иль исчезнуть, как юркая вошь.

Я гуляю под пятнами мрака

И держу колокольчик в зубах,

И гуляет со мною собака –

Это мой отделившийся страх.

Эти стихи Юрий Витальевич Мамлеев написал ещё в шестидесятых годах прошлого века.Они как нельзя лучше характеризуют сегодняшнее состояние поэта Мамлеева: вектор от мрака к Господу. В день зимнего солнцестояния, когда на дворе еще зима, но мы знаем, что день начнёт прибавляться, состоялся праздник явления нового поэта Миру- состоялось представление книги прозы стихов «Невиданная быль» широкой публике.

Праздник совпал с 10 - летним юбилеем Клуба Метафизического реализма при ЦДЛ, придумал и основал который писатель Сергей Сибирцев. Он в своё время и пригласил Мамлеева на должность президента Клуба и вёл вечер (как и все эти 10 лет), как обычно неформально, представляя гостей и живо комментируя выступления - Председатель творческого совета Клуба - писатель, Сергей Сибирцев, соединив эти события в одном месте: Малом зале ЦДЛ, в котором проходят и проводы в последний путь и чествования литературной братии. И вот, впервые - рождение Поэта.

 

Из Википедии:

«Юрий Витальевич Мамлеев - русский писатель, драматург, поэт и философ член американского, французского и российского Пен-клуба, Союза писателей, Союза Литераторов и Союза драматургов России.

Духовная основа всего творчества Мамлеева - осознание земной жизни как фазы многократных перевоплощений, включённых в нематериальное бытие.В жестокой, часто мучительной прозе Мамлеева, он изображает людей, запутавшихся во власти сатанинских сил, но его герои при этом демонстрируют глубину метафизических поисков. При этом устремления Мамлеева имеют всё же позитивную основу: погружаясь во тьму, он стремится к проявлению света человеческой души.

Из-за невозможности публикации своих произведений Ю. Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал в университетах США, переехал во Францию, где преподавал русскую литературу и язык. В период вынужденной эмиграции его произведения его творчество получило признание на Западе.

После изменения режима в России Юрий Мамлеев одним из первых приехал в Россию. С начала 90-х годов его книги стали широко публиковаться в России. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство» его философской книги «Судьба бытия».

Сергей Шаргунов. Из предисловия к интервью с Ю.В.Мамлеевым:

«В общении он может удивить и даже разочаровать того, кто впечатлился его прозой и ожидает обнаружить зловеще инфернальное существо, с хохотом поправшее все человеческое. Пускай и классик монструозной литературы, где творится запредельное смертоубийство, в жизни это приглушенный человек, неутомимо, с нежными вздохами твердящий о свете, вере и тайне России Вечной…

Дело не только в том, что писатель не обязательно должен быть равен своим текстам... Он скрытен - вот что. А на донцах души, кажется, остается все тем же — тоскующим мечтателем. Он все такой же художник запредельного, и внешние приличия, настойчивая обходительность… это в значительной степени игра интеллигентного человека».

Для Сибирцева Юрий Мамлеев, прежде всего друг, писатель и конечно же основатель направления метафизического реализма. Сергей Сибирцев сказал о нём так: «Мамлеев - человек будущего, пророк современности. Человек умеющий заглянуть в запредельное пространство, так как это свойственно, например, гениальным актёрам, которые входят в образ, существуют в нём, а потом выходят из него без потерь для психики, оставаясь при своём разуме после похода в иные миры. В этих походах Мамлеев успевает узнать там что - то важное для нас, вернуться и поведать об этом в своих романах, рассказах, философских эссе, и вот теперь – в стихах, в которых мысль автора подана в сверхконцентрированном виде».

Составитель сборника поэзии и прозы Ю.В.Мамлеева «Невиданная быль», вышедшего в серии «Метафизическая поэзия» в издательстве «Традиция», Тимофей Решетов рассказал о структуре книги. Сборник состоит из пяти частей, пяти тем. Каждый раздел открывается прозаическим текстом за которым следует блок стихов, написанных от лица героев предыдущих произведений: рассказов, повестей, романа. Темы представлены самые разные: истории обитателей нашего мира и потусторонних сфер, философские размышления о прошлом и будущем России. На фоне безысходной тоски «нездешних тварей» и гротескных пейзажей обыденной жизни, проявляется неустанный внутренний поиск духовной свободы, предопределившей творческий путь автора.

Учитывая необычность текстов и оригинальный взгляд писателя,часто ведущего к Небу через Ад, издатель заранее предупреждает читателя об этих захватывающих дух «русских горках».

И вновь стихи нашего героя, из цикла «Народные», которые на этой встрече прочитала Мария Александровна Мамлеева, жена и муза поэта.

Дерево крутится шаром,

Мира как будто нет.

На этом чёрном вокзале

Куплю последний билет.

Вход.Тишина. Два облика.

Пассажиры меняют лик.

Тихо сижу у столика.

С неба падает крик.

Быстро идёт электричка

По миру, которого нет.

Напротив женское личико

Стало как чёрный букет.

И вдруг остановка: «Что это?»

Хохот входит в окно

Вы позабыли, стоики,

Что умерли здесь давно.

Но за окном – Воскресение!

Здраствуйте, господа!

Выход похож на тление,

Но впереди – весна!

Юрий Витальевич десять лет назад говорил о сути своего метода, в своего рода Манифесте метафизического реализма, так: «Оставаясь на позициях реализма и отражая действительность, метафизический реализм включает в себя не только видимый мир, он проникает в закрытые для человека сферы его души, скрытые и темные, о которых частично говорил Достоевский. Это попытка показать, насколько проникает интуиция писателя в параллельные измерения и миры. То есть мы хотим объединить обычный реализм и закрытые стороны человеческой души, а также приоткрыть дверь в другое измерение. Человеческая душа является архетипом души Вселенной. В человеке заложен весь код Вселенной - от Божественного, от уровня чистого сознания, до человеческой психики и мира телесного. Микрокосм человека есть отражение макрокосма мира, проникая в человека - проникаешь в другие миры. В человеке заложено столько существ, о которых он и не подозревает, сколько заложено в космосе, и в этом его уникальность. Человек может быть зверем и ангелом - он связан с существами ниже и выше себя».

22 декабря 2014 года Юрий Мамлеев начал разговор с друзьями, пришедшими на встречу с ним в ЦДЛ с рассказа о том, что считал свои стихи лишь дополнением к прозе. Причём стихи рождались, параллельно прозе, еще в шестидесятых годах, в жёстких условиях того времени, в глубоких «занырах подпольного мира», что и позволяло ему оставаться свободным.

Всё что писал в те годы Юрий Витальевич ,не предназаначалось для публикации, а создавалось для узкого круга друзей, что в последствии удивляло зарубежных издателей, которым он объяснял , что в этом случае снимался последний барьер самоцензуры. Круг друзей – это «Южинский кружок». Александр Титков писал об этом так: «В самом центре Москвы, в Южинском переулке (ныне Большом Палашевском), некогда стоял двухэтажный деревянный барак. В одной из коммунальных квартир этого барака две смежные комнаты занимал преподаватель математики из школы рабочей молодежи Юрий Мамлеев. По вечерам у него собирались друзья – подпольные философы, художники и поэты. Там тусовались многие весьма известные ныне личности: и литературный критик Евгений Головин, правозащитник Буковский, главный российский «евразиец» Александр Дугин, художники Анатолий Зверев и Владимир Пятницкий, поэты Генрих Сапгир, Юрий Кублановский и Леонид Губанов, писатель Венедикт Ерофеев, исламский поэт, переводчик, мыслитель Гейдар Джемаль».

Все они были первыми слушателями, а затем и читателями Юрия Мамлеева. Об этой адресности на вечере он говорил так: «Она позволяла мне писать свободно о Человеке и его пути к Небу через Ад, которым, в моём понимании, является современный мир. Небо же всегда пребывает внутри: то самое бессмертное начало, заложенное в нас по образу и подобию Всевышнего».

Сегодня Юрий Мамлеев считает своё стихосложение совершенно самостоятельным видом творчества, находя в нем определённые преимущества перед прозой: лаконизм и состояние «пронзительного предельного напряга».

Я хочу жить и жить в бесконечном раздолье тумана

Целовать изощрённое чёрное жало змеи.

У меня нет сестёр, никого, лишь одни ураганы.

Я родился в бредовых сплетениях лунной зимы.

Почему я застыл в искажённой от счастья улыбке?!

И пугаются звёзды моих выпадающих глаз…

Раскрываются пыльные старые свитки,

Где написаны древние тайны про нас.

Ну и что? Средь раздолья миров бесконечных

Буду падать, стонать и по прежнему жить.

Но из синей глубокой, покинутой Вечности

Кто – то тихо идёт, видно хочет завыть.

Пожелай мне исчадие Чёрного Света,

Проходить без тревоги твоих полуснов города.

Я хочу жить и жить на забытой богами планете,

Чтобы видеть чудовищ, отброшенных в мрак навсегда.

К любому стихотворению Мамлеева можно составить обстоятельный комментарий. И лучше всего это получается у самого автора. Например вот к этому:

Покойник смотрит волком:

На улице темно.

Соседи ставят ёлку,

Но детям всё равно.

Играет сильный ветер

Покоем и судьбой,

Но радость тайной встречи

Отмечена тобой.

Ты смотришь, Боже, в щели

На страшный мир земной,

А дети на качелях.

Качаются с лихвой.

И кто же их разбудит?

Покойник лёг в кровать.

А времени не будет,

Уже недолго ждать.

«Многие мои стихи основаны на ощущении хрупкости земной жизни, её временности, её способности переходить в иные состояния. Это стихотворение об Апокалипсисе и связанном с ним перемещением к новому миру, и что в момент перехода время превратится в пространство и поскольку наш мир линеен, его конец означает и конец времени.

Здесь же и о тайной встрече с тем, чей образ скрыт от нас самих: встрече с Богом.

Скрыт от нас и истинный лик России, скрыт в бездне «запредельно - родной».Это то, о чём говорил Тютчев: «Умом Россию не понять…».

У России есть несколько лиц:

Есть от духа, другое - от рек и полей.

Всё мы знаем о них…

Есть суровое, в море огней…

Но неведомо нам лишь одно -

То, которое в Бездне таится.

Запредельно - родное оно,

И когда - нибудь может открыться.

Писатель, сценарист и публицист Андрей Бычков сказал: «Мы догадывались, что через Юрия Витальевича нам вещают силы, которые выше человека.Читая книги Мамлеева, мы становимся свидетелями его Пути, который по сути является глубокой метафизической практикой.

Юрий Мамлеев - художник принципиально новый, создающий прозу и поэзию в новом сюрреалистическом пространстве. Сама Природа введена в персонажи автора и становится зримой через них».

Наталья Макеева - писатель, публицист, руководитель объединённой пресс-службы международного Евразийского движения, отметила, что слово «явление» - ключевое в определении , во многом уже мифологизированной, жизни и судьбы Юрия Витальевича Мамлееева. Явление яркое, выделяющееся на фоне литературной серости, когда есть много писателей, но нет Литературы.

На переломе двадцатого и двадцать первого веков всё сильнее проявляются эсхатологические мотивы в политике и экономике. Многослойная, метафизическая реальность, спрогнозированная Мамлеевым еще 50 лет назад – это та реальность, в которой мы все живём. Живём, не смотря на возможный Апокалипсис, ради той России Вечной, о которой, и для которой пишет Юрий Витальевич.

Поэт Евгений Чигрин вспоминал, как познакомился с творчеством Мамлеева во Владивостоке, прочитав в местном литературном альманахе «Рубеж», издаваемом Александром Колесовым.

Пять лет назад, уже в Москве, в литературном клубе вместе с писателем и поэтом Сергеем Соловьёвым Евгений был на вечере с участием Мамлеева и обратил внимание на то, как много молодёжи пришло туда с книгами Юрия Витальевича и добавил, что молодёжь находит жутковатость прозы Мамлеева вполне оптимистичной. К тому же довольно часто в его стихах возвышенную серьёзность стихотворения часто оттеняет гротеск, что несомнено привлечёт к Мамлееву новых поклонников в молодёжной среде.

Сергей Сибирцев, координатор книжной серии «Меtа-проза XXI век», напомнил собравшимся о тесной связи Юрия Витальевича Мамлеева с Клубом метафизического реализма при ЦДЛ.

Клуб создавался в 2004 году в виде творческого Совета, состоящего из известных писателей, поэтов ,философов - приверженцев направления «метафизический реализм» таких как : Лев Аннинский, Александра Барвицкая, Андрей Бычков, Светлана Василенко, Виктория Ветрова, Игорь Волгин, Дмитрий Глуховский , Борис Евсеев, Виктор Ерофеев, Сергей Есин, Тимур Зульфикаров, Петр Калитин, Анатолий Ким, Юрий Козлов, Наталья Макеева, Вадим Месяц, Владимир Орлов, Иван Панкеев, Николай Переяслов, Александр Проханов, Евгений Рейн, Роман Сенчин, Дмитрий Силкан, Лидия Скрябина, Ольга Славникова , Сергей Шаргунов, Марина Юденич.

Издательство «Рипол-классик» (генеральный директор Сергей Макаренков) в 2005 году начало издавать Библиотеку Клуба метафизического реализма,выпустив несколько томов писателей этого направления в которой вышли избранные новеллы Ю.Мамлеева, романы: О.Славниковой, Ю.Козлова, А.Кима и С.Сибирцева.

Философ и публицист Виктор Аксючиц вспомнил, как познакомился с творчеством Мамлеева еще во времена «самиздата» и «тамиздата» и первым впечатлением было то, что понятие «метафизика» намного шире, чем он представлял до этого и далее читал всё мамлеевское ещё и потому, что это раздвигало границы его мировоззрения, а стихи, которые он сегодня услышал, «расширяют горизонты его души». Юрий Мамлеев, по мнению Аксючица, стал зачинателем новой классики в русской литературе и еще отметил, что подлинная литература во времена воинствующего постмодернизма – явление в нашей культуре редкое и потому сегодняшнее событие становится историческим.

Философ, писатель и публицист Владимир Куницин поведал свою историю знакомства с творчеством героя сегодняшней встречи в ЦДЛ: «Я узнал о существовании Юрия Мамлеева от писателя Александра Проханова, который в 90-е годы собирал вокруг себя те имена, что были спрятаны от широкой российской читательской аудитории.

Обычно мы русскую литературу начинаем воспринимать во фронтальном плане: Пушкин,Толстой , Достоевский… И только много позднее, со временем мы начинаем видеть других писателей, которые развивают те пути и направления, которые в литературном и философском смысле великими предшественниками были только намечены. Рускую литературу без Юрия Мамлеева сейчас представить немыслимо. Его талант, прежде всего, внутренней правды, определяющей правду внешнюю. Юрий Витальевич сказал свое слово правды, которое останется в литературе, но незастывшим навечно, а работающим как локомотив, везущий в новое пространство языка».

Андрей Фефелов - публицист и соредактор газеты «Завтра» напомнил: «Этот праздник Литературы проходит в день зимнего солнцестояния 22 декабря - день перехода от умаления и сжимания к периоду расширения и рассвета. И это символично, так как творчество Мамлеева знаменует собой перекат эпох. Мне всегда были интересны в этом писателе два элемента его деятельности: проза и философские эссе. Мне казались они мучительно несовместимыми. С одной стороны в своих рассказах и романах он шёл от инферно, от вчуствования в глубочайшие скважины подземных душ. С другой стороны в его эссеистике мы видим, как он открывает для нас светоносные дали России. И вот появляется третий элемент: эта книга стихов, которая навела мостик между этими двумя мирами и по сути дела расшифровала это Инферно и перевела его на язык Света. В каком - то смысле это шифровальная книга и те, у кого она есть, смогут с помощью стихов - ключей понять и прозу Мамлеева и его философию.

Отрадно и поучительно наблюдать, как большой художник постоянно актуализирует себя, раскрываясь новыми гранями в новых инициативах. Дай Бог и дальше Юрию Витальевичу нас удивлять и радовать такими неожиданными подарками».

Валерий Инюшин – философ, прозаик и публицист, автор предисловия к «России Вечной» обратил внимание на перекличку стихотворения Мамлеева «Я был угрюм и безобразен…» со стихотворением поэта Фёдора Сологуба «Когда я в бурном море плавал…». Здесь происходит своеобразный диалог Юрия Витальевича с Серебряным веком. Еще один диалог с зачинателем Золотого века русской литературы Александром Сергеевичем Пушкиным ведётся на тему существ, которых оба поэта жалеют - для них бесы, а именно о них идёт речь в стихотворении с одноимённым названием у Пушкина и в «Поезд мчится в тьму ночную…» у Мамлеева, так вот бесы для них это заблудившиеся в иных измерениях, человеческие души…

Поезд мчится в даль ночную

Диким мраком окружён…

Он несётся в глушь родную,

Светел там один вагон…

В том вагоне у окошка —

Одинокий человек,

Виден он как на ладошке,

Он нашёл себе ночлег.

Кто его туда забросил,

От кого он в тьму бежит?!

Или черти его носят,

Иль грозит ему бандит?!

Или сам он победитель,

Перебил своих врагов,

Но боится он, что мститель

Вдруг придет как зверолов?!

Что там ждёт его: могила

Или братские пиры?!

Иль убийца тупорылый,

Иль объятия сестры?!

Поезд мчится в даль ночную,

По Руси идёт огонь…

Только бездну роковую

От себя мы отведём!

Поэт Всеволод Емелин сказал так: «Сегодня с поэзией мало кто считается, но с поэтом Юрием Мамлеевым такое не пройдёт!Это личность ренессансного масштаба: Поэт, Писатель, Философ. Создатель литературной и философской школ, в которых с разных сторон познаются все виды действительности, как окружающей нас , так и невидимой. Нам всем повезло быть его современиками!».

Астролог и писатель Павел Глоба поведал такую быль: «В начале 90-х мы с Юрием Мамлеевым совершили своеобразный обмен: я составил ему гороскоп, а он мне выдал пророчество, которое сбывается на наших глазах. Не вдаваясь в подробности - сейчас происходит всё то, чём он говорил мне 25 лет назад и процитировал Юрия Витальевича: «В современном мире творится много фантастического, но когда я начинаю анализировать, то прихожу к выводу, что он еще более фантастичен, чем кажется».

Журналист Анна Скок поделилась с собравшимися таким наблюдением: «Я долго думала о том, какой может быть муза и ангел – хранитель Юрия Мамлеева, и вот я вижу очаровательную миниатюрную, волшебную, как из сказок Гофмана, Марию Александровну. Её энергия, психологическая юность и озорство - это неиссякаемый источник, питающий Юрия Витальевича, на протяжении многих лет его жизни и творчества!»

Наталья Янкова - публицист и продюсер российско - германских культурных программ сравнила русскую и немецкую читающую аудитории. И сравнение было в пользу читателей из России. Юрий Витальевич поддержал Наталью, сказав об отставании в читательском интересе от россиян и у французов, особенно в отношении интеллектуальной литературы.

Поэт Леонид Дудко назвал Юрия Мамлеева патриархом русского метафизического реализма.

Михаил Елизаров – писатель, музыкант, лауреат премии «Русского Букера»: «Сегодня говорить должен только Юрий Витальевич Мамлеев, а мы все должны его почтительно слушать. Я отношусь к нему, как великому Мастеру, Учителю и классику русской литературы».

Поэт, прозаик и журналист Андрей Щербак-Жуков сообщил, что совместно с ответственным редактором литературного приложения «Независимой газеты» НГ- Ex Libris, поэтом Евгением Лесиным, включил в список лучших книг 2014 года, по версии «Независимой газеты» в номинации «Поэзия», в числе лучших поэтических книг, сборник стихов и прозы «Невиданная быль».

Свои поздравления с выходом этой книги и юбилеем Клуба передали: поэт Евгений Рейн, писатель Дмитрий Глуховский, писатель и сценарист Юрий Арабов, писатель, главный редактор «Свободной Прессы» Сергей Шаргунов, писатель, председатель Экспертного совета премии «Большая Книга» Михаил Бутов, критик и публицист Владимир Бондаренко, писатель Борис Евсеев, писатель Роман Сенчин, писатель и главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, доктор философии Петр Калитин, и множество других друзей и почитателей русской метасловесности.

В заключении встречи, которая прошла с полным аншлагом, Юрий Мамлеев высказался о современой ситуации в России, об экономическом и духовном кризисе в России: «Две великие державы помогут России в экономическом отношении в первую очередь: Индия и Китай. А в духовном плане нам поможет великая русская культура…

Небо бессмертия движется к нам.

Боже, храни нашу суть.

Мир исчезает ,как лёгкий туман.

И отступает жуть.

Сергей Сибирцев, подводя итоги вечера, сказал: «Чтение - это особый вид существования человека, доставляющий особое интеллектуально – чувственное удовольствие. Постижение ауры произведений Юрия Мамлеева - это одна из вершин такого существования .И спасибо ему от нынешних и, надеюсь, будущих почитателей его творчества».

источник: http://svpressa.ru/culture/article/109400/?rss=1

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Воскресенье, 23 Июль 2017